Архив рубрики: Лаос

Pha That Luang, Laos

Храм Пха Тхат Луанг (Pha That Luang)

Лаос

Самым важным национальным и религиозным памятником Вьентьяна и всего Лаоса считается Храм Пха Тхат Луанг (Pha That Luang) или Большая Ступа, символизирующий единение Лаоса и буддизма. Пха Тхат Луанг — важное место паломничества.

На площади перед храмовым комплексом проводятся праздничные церемонии и спортивные состязания.

Строительство храма началось в 1566 при короле Сеттхатхирате. Большая Ступа представляет из себя обелиск в форме пирамиды, заканчивающейся стрелой, основание которой напоминает лотос. Центральная ступа, построенная из кирпича и отштукатуренная, изначально была покрыта золотой фольгой. В 1995 году Большая Ступа была заново позолочена.

У храма ведутся археологические раскопки, подтверждающие, что раньше на этом месте располагался древний кхмерский монастырь. Результаты этих раскопок (или какие-то другие статуи) выставлены в крытой галерее по периметру Большой Ступы.

Кроме Большой Ступы в храмовый комплекс входит множество красивейший зданий, памятников, башен, аллей. Нам очень понравилось это место! Ради посещения Храма Pha That Luang стоит съездить в Лаос.

Вьентьян – столица Лаоса

Вьентьян – столица Лаоса

Лаос

Интересна даже история имени города. С санскрита изначальное имя города Wiang-chan / Wiang-jun дословно переводится как «город сандалового дерева». Сами лаосцы любят и другую трактовку «город Луны» — поскольку на санскрите «луна» (chandra) and «сандаловое дерево» (chandana) пишутся и произносятся очень похоже.

Современное официальное название «Vientiane» появилось благодаря французам в период колонизации, поскольку оригинальное имя было для них труднопроизносимым.

Французы оставили свой след не только в названии, но и в облике города: повсеместно встречаются образцы французской колониальной архитектуры, есть отдельный квартал французской культуры, французская школа, иногда попадаются названия компаний на французском языке.

Но это не означает, что с местным населением можно говорить по-французски. И с английским тут тоже совсем плохо. Но на смеси английского и тайского, обильно приправленных жестами, договориться можно.

Многие колониальные здания с годами утратили свой стильный первоначальный облик, но сейчас они реставрируются для использования в качестве офисов, ресторанов и гостиниц.

Вьентьян часто называют самой большой азиатской деревней. И это утверждение кажется справедливым. Прямо в черте города во дворах можно увидеть сады, огороды, рисовые поля, непривлекательные дворы хозяйственного назначения.

Больших современных зданий очень мало.

Сам по себе Вьентьян — город небольшой. Столицу Лаоса можно осмотреть даже пешком, но гулять слишком жарко и пыльно. Поэтому для знакомства с городом лучше взять в аренду велосипеды (не забыть про солнцезащитный крем перед поездкой).

Проявляйте инициативу и спрашивайте про наличие великов в гостинице. По городу мы не видели ни одной привычной по Таиланду надписи FOR RENT. Вполне возможно, что в ответ на наш вопрос предприимчивый персонал сдал нам велики прибывших на работу сотрудников за цену, которую выдумал тут же на месте (40 бат за 2 велика на 1 день; про нужных нам 2 часа они не поняли).

В помощь путешественникам – карта Вьентьяна. Не супер, но это все, что нам удалось найти…

Движение транспорта по улицам не слишком напряженное. Правостороннее! Хотя специальные дорожки для байков и велосипедистов отсутствуют, к двухколесным участникам движения все привыкли и относятся терпимо. Неудобство представляют припаркованные машины на тротуаре и \ или крайней правой полосе. На светофорах свободный поворот направо – нужно быть внимательнее.

Обычно туристам показывают основные достопримечательности: Патусай (Patuxai) – триумфальную арку, Национальный Исторический Музей (Lao National History Museum), Музей Лаосской революции. Для знакомства с повседневной жизнью лаосцев советуют посетить рынок – развлечение совсем не для нас…

Прогуливаясь по городу можно осмотреть множество буддистских храмов вот один из них:

Храм Wat Phonxaysetthathirath

Фото с поездки в главную святыню Вьентьяна и всего Лаоса Храм Пха Тхат Луанг (Pha That Luang) вынесли в отдельный пост.

Среди других наиболее примечательных храмов (которые мы, к сожалению, не успели посетить ввиду ограниченности времени):
— Ват Си Муанг (Wat Si Muang), где по преданиям живет дух-покровитель города.
— Чёрная Ступа (That Dam, Black Stupa) — старейшее из сохранившихся сооружений Вьентьяна. Говорят, что в этой ступе спит семиглавый дракон, который пробудился от сна во время войны в 1828 году и защитил местных жителей от сиамцев.
— Ват Си Сакет (Wat Si Saket), один из немногих древних храмов во Вьентьяне, переживший бесчинства сиамских мародеров в первой половине XIX века, когда большинство культовых построек были разрушены.
— Храм Изумрудного Будды (Haw Pha Kaew), два века служивший обителью знаменитого Изумрудного Будды, который позже был вывезен завоевателями в Бангкок.

Вокруг Вьентьяна также есть немало интересных мест. Например, руины храма Ванг Санг XI века, священные пещеры в горах Чанг, Будда-Парк (Xieng Khuan Buddha Park)…

В общем, в Лаосе есть, что посмотреть! Там можно задержаться и на неделю, только если найти нормальную гостиницу и кафе с хорошей кухней, где понимают, что значит vegetarian. Они точно есть! Просто неопытным нам в этом плане не повезло – плохо искали, да и в предпраздничную пору все места с хорошими рекомендациями были заняты наплывом виза-туристов. Хочется отметить, что даже в убогой гостинице, где вынуждено остановились мы, был бесплатный Wi-Fi интернет в номере. Жить можно…

Но Лаос — это не то место, где хочется задержаться надолго. Поэтому мы были очень счастливы вернуться в Таиланд.

Красные флаги с серпом и молотом в Лаосе

Back in USSR или добро пожаловать в Лаос

Лаос

Здравствуйте, макароны в томатной пасте, поделенные пополам бумажные салфетки, заклеенная скотчем салфетница и гнущиеся вилка с ложкой в кафе (нож вообще не полагается…). Привет, вам, грязные дороги, страшная гостиница с потрескавшимися побеленными стенами и потолком и скользким белым кафелем на полу! Давно не виделись, красные флаги с серпом и молотом на каждом шагу!

Сухо, жарко, душно – трудно дышать даже в тени. Очень напоминает невыносимую летнюю жару в Екатеринбурге. Мало зелени по сравнению с Таиландом. Оно и понятно, ведь Лаос – анклав, а без моря жара переносится очень трудно.

Двухчасовая очередь на жаре в Консульство, которую желательно занять до открытия прямо на солнцепёке, вызывает к жизни не самые приятные ассоциации.

К сожалению, именно на таком эмоциональном фоне прошло наше знакомство с Лаосом, вернее с его столицей городом Вьентьян. Во время непродолжительного визита мы старались получить не только тайскую студенческую визу, но и хоть какое-то удовольствие от пребывания в новой для нас стране. Однако почти постоянно сохранялось ощущение физического и психологического дискомфорта.

Однако история этой страны заслуживает внимания, хотя бы потому, что хочется понять, что мы видим вокруг, и почему оно так происходит.

История Лаоса

Гкографическое положение Лаоса

Историю Лаоса как государства принято отсчитывать с XIV века. Тогда страна называлась Лан Санг Хом Кхао, что переводится как «Страна миллиона слонов и белого зонта». После упадка древнего государства территория попала в зависимость от Сиама. А в 1893 году по договору между Францией и Сиамом Лаос отошёл к Франции.

Жесткое французское влияние сохранялось до начала второй мировой войны. В 1941 году Лаос был захвачен японскими войсками. В борьбе с оккупантами сформировалось движение «Свободный Лаос», которое после капитуляции Японии в 1945 году продолжило борьбу за независимость страны от колониальной зависимости. В ответ на военные действия партизанского движения Франция неохотно, шаг за шагом даровала новые и новые свободы взбунтовавшейся колонии, и лишь в 1953 году признала Лаос независимым государством. В 1954 независимость Лаоса получила международное признание.

Французы покинули Лаос с 1955 году, но их место сразу же попытались занять американцы, как стратегическую базу рядом с коммунистическим Китаем. США поддерживали королевское правительство и подавляли лаосское партизанское движение. СССР поддерживал независимость Лаоса, что соответствовало его политике противостояния Соединенным Штатам, и помогал движению сопротивления поставками вооружения, боеприпасов, снаряжения, горючего и продовольствия.

С советской военной базы во Вьетнаме с декабря 1960 в течение 6 месяцев ежедневно восемь самолетов Ил-14 совершали по 1 -2 боевых вылета на территорию Лаоса, доставляя грузы в районы боевых действий, в том числе парашютами (в районы, где самолеты не могли произвести посадку). В рамках борьбы с американским присутствием Лаос наряду с помощью по доставке военных грузов, запросил у СССР истребители, а у Китая летчиков. Москва согласилась поставить самолеты, Пекин же в пилотах отказал.

Позднее территория Лаоса была задействована и во вьетнамской войне. Северный Вьетнам через Лаос перебрасывал свои войска на юг. А США вело авиа бомбардировки этой территории. Большое количество авиабомб, сброшенных на Лаос в 1960-е годы, причинило огромный ущерб мирному населению и хозяйству страны. Серьезно пострадал и животный мир, в том числе погибло множество слонов.

После окончания вьетнамской войны стала утихать и гражданская война в Лаосе, которая завершилась в феврале 1973 года, но в декабре 1975 произошел новый переворот, положивший конец монархической власти — король Саванг Ваттхана был вынужден отречься от престола.

С тех пор в Лаосе начали строить коммунизм. При поддержке СССР и Вьетнама была образована Лаосская Народно-Демократическая Республика, которая вошла в социалистический лагерь. В Лаосе и сейчас управление страной осуществляет Народно-Революционная Партия Лаоса (НРПЛ) коммунистического типа.

Сотрудничество Лаоса и СССР

СССР активно поддерживал своего младшего товарища. Некоторые молодые лаосцы проходили обучение в стране советов и до сих пор не забыли русский язык. В частности, официантка в кафе очень обрадовалась, что мы русские и сказала, что ее папа умеет говорить по-русски.

Активное сотрудничество Лаоса с Советским Союзом было и в военной области. В Лаосе работала группа для доподготовки лаосских летчиков, прошедших ранее обучение в учебных заведениях в СССР. Советские специалисты оказывали помощь в формировании внутренней структуры ВВС Лаоса. В состав группы входили специалисты по тылу, авиации, медслужбы, авиационные техники, инженеры, а также непосредственно летчики. В Лаос было поставлено несколько советских истребителей Миг-19 и Миг-21.

Порядка 500 советских техников составили ремонтно-восстановительный батальон, которые занимались ремонтом военной техники, оставшейся после военных действий для ее дальнейшего использования.

В конце 1979 году по просьбе лаосского правительства в страну прибыл специально сформированный в СССР саперный батальон. В его задачу входило сплошное разминирование участков района Долины Кувшинов, где планировалось строительство военного аэродрома. Параллельно с разминированием территории проводилось и обучение лаосских военнослужащих.

Всего же, по официальным данным, в 1961-1962 и 1974-1991 годах в Лаосе побывало 1840 военнослужащих и гражданских служащих Советской армии.

Нам сказали, что во Вьентьяне встречается много старых советских машин. Если честно, ни одной не заметили – возможно, они уже свое отслужили и перестали появляться на публике.

Это самый раритетный автомобиль, который мы заметили на улицах, но он совсем не советстский

Вьентьян

По улицам ездят не только колымаги. Из приличных машин очень распространена такая модель

Пикап

С 1986 года был ослаблен государственный контроль над экономикой и разрешено индивидуальное предпринимательство. Это привело к резкому подъёму экономики с весьма низкого уровня. Однако и по сей день экономический рост сдерживается недостаточно развитой инфраструктурой.

В 1995 году в результате восстановления отношений с США было снято внешнеторговое эмбарго.

Экономика Лаоса

Основа экономики — сельское хозяйство и добывающая промышленность. На экспорт идут лесоматериалы, кофе, электроэнергия, олово, медь, золото.

Кстати, мы привезли оттуда кофе. Очень хороший!

Импортирует Лаос промышленную продукцию, топливо, потребительские товары. Основные торговые партнеры расположены По-соседству: это Таиланд, Китай и Вьетнам.

С Таиландом у Лаоса особо дружественные отношения. И как символ этой дружбы через реку Меконг проложен Мост тайско-лаосской дружбы через реку Меконг между Вьентьяном и Нонг Кхаем. C 1994 года по мосту открыто автомобильное движение, а с 2009 запущена железнодорожная ветка до лаосской станции Тханаленг (Лаос).

При этом Таиланд опасается ввоза наркотиков от северного соседа. И на Мосту Дружбы проводится выборочный досмотр личных вещей в службе Narcotic Control.

Во Вьентьяне действует международный аэропорт Ват Тай, откуда летают самолёты во Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Китай.

12 января 2011 года в Лаосе открылась первая в стране фондовая биржа, на которой торгуют двумя бумагами: акциями государственного банка и электроэнергетической компании Лаоса.

Вот кратко об истории и современном положении Лаоса. Вьентьян – столица Лаоса. Она наиболее ярко отражает все описанное в своем неповторимом, хоть и не слишком полюбившемся нам, облике: контрастное смешение культур, партийные символы, базары, храмы и колониальная архитектура, новые здания и трущобы…

Большинство населения Лаоса исповедует Буддизм Тхеравады (также как в Таиланде).

Прогулка по Вьентьяну в отдельном посте, дабы не перегружать одну страницу фотографиями.

«Совок» (в смысле, именно отрицательные черты социалистического строя) проявляется не только в навязчивой символике, но и в убогих, неуклюжих, антиэргономичных, антистильных интерьерах, соответствующем уровне обслуживания, в грязи и неухоженности на общественных («ничьих») территориях..

Вот пример убогого интерьера номера, где мы жили. В здоровом помещении две разные двуспальные кровати, по белым стенам развешаны гирляндами провода и разноцветные крючки для одежды, на всех полках шкафу и в тумбочках разложены газеты, в углу — синий холодильник. С окном повезло — онно выходит на улицу, а не в коридор. Фото сан. узла не прилагаю, чтобы никого не шокировать. Но в этом номере работает Wi-Fi доступ в интернет!

Совковая гостиница с Лаосе

Также заметно резкое расслоение общества по уровню дохода и неприкрытая жажда наживы. Например, таксисты нагло обманывают, продавцы в каждом заведении назначают свой собственный курс валюты, а у консульства пасутся стада здоровых дядек (на которых «пахать надо»), за денежку помогающих заполнить анкету. Что-то похожее наблюдалось в переходное время после развала СССР. Очень неприятно получать столь живое напоминание о мрачном периоде российской истории, который к счастью, миновал. Надеемся, что и в Лаосе через какое-то время все наладится. Положительный пример в лице России есть!

Для полного комплекта ностальгических впечатлений: после возвращения с велопрогулки по жаре в гостиницу, чтобы привести себя в порядок перед визитом в консульство, мы обнаружили, что у нас отключили электричество, и в кране нет воды. Перед самым нашим уходом воду все-таки дали. Мы были по-настоящему счастливы! Вот такой очень знакомый прием дать человеку почувствовать себя счастливым…

Это прачечная, там же интернет, сканер, принтер, печать фото Сервис в Лаосе

Отдельный шедевр — это значки и информационные таблички. Шокируют своей прямотой. Главное — все понятно))) Это еще не удалось заснять табличку, предупреждающую о необходимости использовать шлем при езде на мотоцикле, чтобы голову не разбить в случае аварии…Не слезай убьет!

Сотрудничество с Россией продолжается на современном уровне. Касперский добрался и сюда

Компьютерный магащин во Вьентьяне

Консульство Таиланда во Вьентьяне

За тайской визой в Лаос

Лаос, Таиланд

Заявление всех турфирм, что Таиланд для россиян – безвизовая страна, означает, что обычным туристам – отпускникам не нужно обращаться в Консульство для получения визы. При въезде в страну пограничником ставится штамп в паспорт, разрешающий наслаждаться жизнью в Таиланде в течение 30 дней.

Этого вполне достаточно для пакетников, но желающие находиться в Таиланде подольше должны помнить, что за просрочку установленного периода пребывания штрафуют (пока что штрафуют, а вот в Индии нарушителей визового режима уже начали сажать в тюрьму).

 «Долгожители» для пребывания в Таиланде на законных основаниях регулярно совершают виза – раны (выезжают из страны и въезжают обратно с новым 30 дневным штампом) или получают длительную визу (туристическую, рабочую, студенческую, пенсионную и т.д.).

Для получения визы тоже нужно выехать за пределы Таиланда и обратиться в Консульство с необходимым комплектом документов.

Краткая памятка по поездке за визой во Вьентьян:

Хуа – Хуин — Бангкок минибас до Victory Monument (180 бат с человека), дальше на skytrain до станции MO CHIT, пройти через парк (большой!) до автовокзала или проехать на тук-туке. Некоторые минибасы идут прямо до MO CHIT

Автовокзал MO CHIT – город Nong Khai (столица одноименного округа, на границе с Лаосом)
Комфортабельный автобус (450 бат с человека). Двухэтажный, на борту туалет, кондиционер, телевизор. Выдают воду, питание, одеяло. Кресло удобное, не кожаное, можно спать. В пути ночь: 8-9 часов, 2-3 остановки по пути.

Возможно доехать из Бангкока до Нонгхая поездом, но билеты (порядка 750 бат в одну сторону) нужно покупать очень заранее. Нам не хватило даже за неделю.

Можно лететь самолетом из Бангкока до Удон-Тани (рядом с Нонгхаем), дальше маршрут такой же, как для прочих способов прибытия на границу. Цена билета на самолет от 3000 туда – обратно, перелет займет 1 час. Но с учетом необходимости трансферов до – от аэропорта, процедуры оформления на рейс, расписания, общее время поездки экономится немного.

После прибытия в пограничный город начинаются разводы на деньги на каждом шагу. В первый раз сложно их обойти, потому что не совсем известно, как должно быть на самом деле. Будьте бдительны!

В Nong Khai сразу с автобуса вылавливает тук-тукер, спрашивает «Lao?» и, получив утвердительный ответ, везет в турагентство, оформляющее визы в Лаос.

Обязательно нужно настаивать, что пункт назначения – border (Мост Дружбы, граница).

НЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ С ТУРАГЕНТСТВОМ!

Это выйдет в разы дороже и гораздо дольше, чем самостоятельная поездка. Агентство работает не индивидуально, а с группой. В итоге на каждом этапе приходится ждать, пока пройдет группа. Задерживают нас, россиян, и англичане, и австралийцы, и граждане прочих стран, у кого с Лаосом визовый режим.

Россиянам виза на въезд в Лаос не нужна (ставят 15 дневный штамп на границе).

На автовокзале стоит отойти от автобуса и поискать вменяемого тук-тукера. Тот, кто встречает у двери – далеко не единственный шанс уехать и точно – самый дорогой.

Если автобус приехал рано, то можно дождаться рейсового автобуса с вокзала до границы.

Вторая неожиданная неприятность – цена, о которой договорились, оказывается за человека, а не за поездку! Также в турагентстве с оформлением документов. Выясняется эта особенность, когда дело уже сделано. А поскольку договоренность была достигнута на жестах и ломаном английском, то вроде сам недопонял, раз специально не спросил. Возможно, тут надо скандалить, но мы не умеем. Тем более что деньги небольшие, но подобные разводы очень неприятны.

До турагентства довезли на тук-туке за 60 бат (с человека). На вопрос, таможня ли это ответили положительно и сказали, что граница откроется с 7 часов, пока ждать тут.

Турагентство за 400 бат (с человека) заполняет тайские и лаосские departure card – arrival card и заявление на визу согласно имеющемуся комплекту документов. Это единственная полезная услуга, но любой хоть немного говорящий по-английски человек может сделать это сам!

К открытию границы они отлавливают немало таких неопытных путешественников, предлагают желающим стул, туалет, растворимый кофе – типа все включено. Далее после открытия границы приходит лаосский водитель, который сопровождает группу до тайского консульства во Вьентьяне.

Потом оказывается, что в заявленную цену входил весь транспорт от границы, но о границы надо еще ехать за 20 бат (с человека).

На границе — ничем не обременительное прохождение тайского immigration control, посадка в автобус, который везет через Мост Дружбы, прохождение лаосской таможни, оплата entry fee (тоже оказывается не входит в комплект агентства).

На каждом шаге нужно постоять в очереди, а потом, если угораздило связаться в турагентством, подождать всю группу. Мы потеряли на этом час времени!

После водитель отвозит подопечных в тайское консульство, а потом, если надо может посоветовать отель.

Кто едет самостоятельно – проходите чуть дальше от лаосского погранпоста на стоянку такси, у них будут более вменяемые цены.

В Лаосе принимают баты, но по непонятному курсу. В целях экономии лучше иметь местную валюту (кипы). Пункт обмена валюты есть прямо на границе или в коммерческих банках.

Прием документов в Консульстве с 9 до 12. Там пугающе большие очереди, особенно после праздников, перед большими праздниками и после выходных. Очередь занимают задолго до открытия на улице перед воротами Консульства.

Консульство Таиланда во Вьентьяне

После открытия в порядке живой очереди берут талончики электронной очереди, и дальше процедура становится более цивилизованной. Наша очередь была 91 и 96, ждали около 2 часов. С талончиками более 250 серьезно рисковали не успеть сдаться в этот день.

После сдачи документов и оплаты пошлины (2000 бат на учебную визу), нужно идти заселяться в отель. Мы заранее нашли список рекомендованных отелей во Вьентьяне, но лучшие в списке были заняты. Интернет – бронирование не применяется, поэтому все селятся, как повезет.

Получение документов на следующий день с 13 до 15 часов. Порядок процедуры такой же: сначала очередь у ворот (некоторые занимают за 1 час до открытия, на жаре, поскольку дело уже в обед), потом — талончики и электронная очередь. Выдают паспорта с визами довольно быстро.

После получения документов у ворот встречает тук-тукер \ таксист до границы. Здесь без обмана довезли на минибасе, который на деле оказался многоместным тук-туком, но зато куда нужно и всего за 50 бат с человека.
Immigration control в Лаосе. Exit fee из Лаоса сказали, что платить не надо.

Билет на автобус через Мост Дружбы 20 бат с человека.

Immigration control в Таиланде. И добро пожаловать в страну улыбок!

Тук-тук от Моста до автостанции: 50 бат с человека.

Далее нужно найти правильный автобус в Бангкок! Т.е. такого же хорошего уровня, как тот, на котором мы приехали. Потому что, оказывается, автобусы бывают очень разные и незначительная разница в цене дает совершенно другого уровня услуги.

Обратно был ближайший автобус на Бангкок был за 350 бат.
Высокий, но не двухэтажный (первый этаж для багажа). С кондиционерами, но без туалета на борту. Без воды и питания, без одеял. Неудобные кресла из кож. зама, уснуть может только тот, кто спит в любых условиях.
Останавливается почти в каждом городе по пути, можно сходить в туалет или купить чего-нибудь. Иногда прямо в автобус заходят продавцы всякой еды – от фруктов до курицы гриль.
В автобусе есть стоячие места для пассажиров, кто едет между промежуточными станциями. Все время кто-то заходит – стоит в проходе — выходит. В итоге автобус едет почти 11 часов!
Если есть возможность, лучше купить билет на более поздний комфортабельный рейс, а лишнее время потратить на осмотр достопримечательностей Нонгхая.

С автостанции MO CHIT можно уехать обратно в Хуа Хин, не выходя в Бангкок. Маршрутки начинают ходить рано утром.